Одна из самых распространенных поломок автомобиля с механической КПП - неисправность сцепления - tehnofenix.ru
Loading
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.sdelat_shod_razval_shozhdenie_koles_regulirovka_razvala_stend_spb_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.promyvka_inzhektora_chistka_forsunok_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.ekspress_zamena_masla_v_dvigatele_pomenyat_maslo_spb_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.remont_perednej_zadnej_podveski_avtomobilia_spb_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.zamena_regulirovka_remont_stsepleniya_pomenyat_stseplenie_spb_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.diagnostika_remont_tormoznoy_sistemy_slaidergk-is-108.pnglink

«
»
  1. 0
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5







Сцепление автомобиля

Одна из самых распространенных поломок автомобиля с механической коробкой переключения передач - неисправность сцепления.

В практике автомобилестроения используется немало разновидностей сцеплений и их приводов. В подавляющем большинстве случаев мастерам нашего автосервиса "Техно Феникс" приходится иметь дело с фрикционными однодисковыми сухими сцеплениями с механическим — посредством троса — или гидравлическим приводом. Такие сцепления устанавливаются на всех отечественных автомобилях и на подавляющем большинстве недорогих иномарок. Реже встречаются двухдисковые сцепления. Серийно их применяют в основном на грузовиках или особенно мощных машинах, хотя в практике тюнинга многодисковое сцепление — тоже не редкость. Мокрые многодисковые сцепления — в основном удел мототехники. Правда, в последнее время оригинальную его конструкцию стали устанавливать на незначительном количестве легковых машин с полуавтоматической коробкой передач (ряд моделей Audi, Ford и другие марки). Электромагнитные сцепления, применяемые, как правило, в автомобилях с роботизированной коробкой.

Обычно специалистам нашего автосервиса приходится обращать внимание на сцепление в двух случаях: при жалобе клиента на ярко выраженные симптомы неисправности трансмиссии или же при профилактическом осмотре во время демонтажа коробки передач.

Замена сцепления на нашей СТО. Подробнее...

Типичные неисправности сцепления можно отнести к нескольким группам.

Одна из распространенных — пробуксовка.

Обнаружить ее можно с помощью несложного теста. При включенном стояночном тормозе и отжатом сцеплении нужно установить четвертую передачу и, доводя обороты двигателя до 1000-1200 об/мин плавно отпустить сцепление. Двигатель автомобиля должен сразу же заглохнуть. Если этого не произойдет, факт пробуксовки сцепления налицо. Причин данной не исправности несколько. На автомобилях с механическим приводом начать их поиск следует с проверки, регулировки тросика. Чаще всего проблема решается после процедуры регулировки. Однако если симптом проявлялся длительное время, не исключен износ деталей сцепления (диска сцепления, корзины, выжимного подшипника). По опыту работы, в большинстве случаях, целесообразно заменить сцепление комплектом, не дожидаясь его окончательного выхода из строя.

В тех автомобилях, в которых не предусмотрена регулировка привода, пробуксовка, неисправность «лечится» заменой деталей сцепления, а лучше — всего сцепления в сборе. Хотя в случае замасливания диска и своевременного обращения к нам в сервис не исключено, что можно будет решить проблему обработкой диска специальным раствором и ликвидацией течи.

Часто встречается и обратная ситуация: сцепление по какой-то причине не выключается до конца, и его начинает "вести”. Становится трудно включать передачи. Обычно больше всего дефект проявляется при включении первой и задней скоростей, но и в остальных случаях тоже приходится прикладывать усилие при переключении передачи. Как раз затрудненно включение всех передач и есть главное отличие поломок сцепления от неисправностей, связанных с дефектом самой коробки, при которых недуг обычно локализуется на одной-двух передачах.

Выявление причины поломки рекомендуем начинать с проверки привода. На автомобилях, имеющих механический привод, причиной ведения может стать все та же неправильная регулировка троса. Вызвать неполное отключение сцепления может неверно отрегулированный привод и на тех моделях с гидравлическим приводом, на которых предусмотрена регулировка свободного хода штока привода. Кроме того, неисправность может быть вызвана "завоздушиванием" системы гидравлического привода. Как правило, оно сопровождается утечкой жидкости. В первом случае привод надо отрегулировать, во втором — прокачать, но после того, как будет устранена причина разгерметизации. Во всех остальных случаях ведения дальнейшая диагностика и ремонт подразумевают демонтаж сцепления.

Бывает и такое! Иногда нашим мастерам приходится сталкиваться с ситуацией, когда сцепление одновременно и пробуксовывает, и его "ведет". Такой набор симптомов обычно свидетельствует о короблении диска, вызванного его перегревом.

Другой симптом неисправности — неравномерная (рывками) работа сцепления.

Если этот дефект проявляется всегда в одном и том же положении педали сцепления, которая после какого-то критического момента с резко уменьшившейся упругостью проваливается к полу, можно заподозрить дефект диафрагменной пружины. К сожалению, подобные неисправности порой встречаются на отечественных автомобилях (иногда только вышедших с конвейера) и "лечатся" исключительно заменой сцепления. На машинах иностранного производства они тоже возможны в случае установки неоригинальной детали. Если же рывки сцепления проявляются вне зависимости от положения педали, можно предположить замасливание рабочих поверхностей механизма. Кроме того, подобный симптом может возникать при заедании ступицы ведомого диска на шлицах ведущего вала коробки передач. Заедание может происходить либо из-за коробления диска или разрушения его ступицы, либо из-за износа шлицов. В первом случае придется менять диск, во втором - ремонтировать саму коробку. А не редко износ сказывается на обеих составляющих контактной группы, и тогда менять надо как диск, так и шлицы. Часто они сминаются и за счет этого препятствуют передвижению ступицы. Обычно в этом случае приходится менять и сам диск, и первичный вал.

Нередко встречается и поломка выжимного подшипника.

Диагностируется она обычно на выключенном сцеплении: при неисправном подшипнике будет раздаваться характерное гудение, которое пропадет после того, как вы отпустите педаль. Хотя в некоторых случаях шумы и вибрация могут наблюдаться и при включенном сцеплении. Значительный износ подшипника может стать причиной и "рваного" переключения передач. При обнаружении такой неисправности разбирается механизм сцепления и меняется подшипник. Сам процесс замены зависит от конструкции автомобиля. Чаще всего выжимной подшипник меняется просто. Но на некоторых моделях машин подшипник интегрирован с другими деталями: с картером сцепления, рабочим цилиндром выключения сцепления и т.п. Тогда его приходится менять в сборе с другими деталями сцепления. После установки подшипника его поверхность, соприкасающуюся с валом, обрабатывают специальной смазкой для элементов трансмиссии.

Одна из неприятных поломок сцепления — повреждение картера.

Обычно такие повреждения возникают в результате механического воздействия на сцепление, либо при эксплуатации, либо, что порой случается, при ремонте. Чаще всего дефекты картера проявляются в образовании трещин в его корпусе, в повреждении резьбы в резьбовых отверстиях, в нарушении привалочных плоскостей прилегания картера к блоку цилиндров или коробке передач. Выявить эти неисправности обычно удается при визуальном осмотре картера после разборки сцепления. Такой осмотр нужно проводить в обязательном порядке. При обнаружении любой из этих неисправностей картер, как правило, меняют на новый. Хотя иной раз можно попробовать его восстановить. В этом случае трещины нужно заварить, привалочную плоскость отшлифовать, резьбу нарезать, предварительно высверлив отверстия большего диаметра и подобрав под них болты. Целесообразность таких операций определяется в зависимости от цены на новую запчасть и характера повреждений детали.

Наиболее точно понять причину неисправности сцепления позволяет его разборка.

При этом действует общий принцип: демонтировав сцепление, имеет смысл заменить все изношенные детали, пусть даже их ресурс еще не исчерпал себя. Опять же, в случае выхода из строя любой из деталей сцепления рекомендуем заменять одновременно все его элементы (ведомый и ведущий диски, подшипник выключения сцепления), так как работа по замене сцепления трудоемкая, а у неповрежденных элементов сцепления ресурс уже снижен. Кроме того, дефекты сопредельных деталей могут негативно сказаться на новой запчасти, заметно уменьшив срок ее службы. Если оставить работать вместе новые и старые детали, может потребоваться повторная замена сцепления после сравнительно небольшого пробега автомобиля. Но все же, если есть возможность установки прежнего нажимного диска, перед его снятием надо пометить взаимное расположение кожуха диска и маховика, чтобы затем при сборке иметь возможность для сохранения балансировки установить нажимной диск в прежнее положение.

Совет: При отворачивание болтов крепления кожуха нажимного диска сцепления к маховику затяжку болтов ослабляйте равномерно, через каждые один-два оборота болта вокруг своей оси, переходя к болту, расположенному напротив предыдущего в диаметральном направлении.

Сняв ведомый диск, тщательно осмотрите ведомый диск сцепления. При обнаружении трещин либо других механических повреждений диска необходимо в обязательном порядке заменить как минимум ведомый диск, а в идеале и весь механизм сцепления. Замена диска потребуется и в тех случаях, если головки заклепок утоплены менее чем на 0,3 мм, ослаблены заклепочные соединения или поверхность фрикционных накладок замаслена. В последнем случае перед тем, как менять диск, важно локализовать течь и устранить ее. Как вариант, на многих моделях автомобилей она может быть связана с неисправностью сальника первичного вала коробки передач. В этом случае потребуется замена сальника.

Дальнейшим шагом в осмотре сцепления станет проверка фиксации демпферных пружин в гнездах ступицы ведомого диска. Для этого нужно попытаться перемещать их рукой. Если пружины легко поддадутся, а тем более если на них обнаружатся следы потертостей или механических повреждений, необходимо заменить диск.

Дальше нужно удостовериться в отсутствии коробления диска. Для этого его нужно выложить на заведомо ровной поверхности и с помощью щупа толщиной не более 0,5 мм убедиться в том, что между любой точкой на диске и ровной поверхностью нет никаких зазоров. Если же коробление будет обнаружено, необходимо не только заменить диск, но и проверить саму корзину, так как перегрев, который обычно становится причиной деформации диска, мог повредить и ее. Затем нужно осмотреть прилегающие поверхности маховика и нажимного диска, обратив внимание на отсутствие на них глубоких рисок и других следов механического или термального воздействия. При обнаружении дефектов неисправные узлы, (или же все сцепление) обязательно подлежат замене.

Далее следует осмотр диафрагменной пружины нажимного диска. На ней не должно быть механических повреждений, контакты лепестков пружины должны находиться в одной плоскости и не иметь явных следов износа. В противном случае необходимо заменить сам нажимной диск. Оцените состояние опорных колец нажимной пружины с наружной и внутренней стороны. На них не должно быть трещин и следов износа. При их обнаружении меняется нажимной диск в сборе.

И в заключение проверьте легкость перемещения ведомого диска по шлицам первичного вала коробки передач. Он должен перемещаться плавно и без усилий. Если будет обнаружено, что диск заедает, необходимо определить причину дефекта. Чаще всего она кроется в короблении или механических повреждениях самого диска. Тогда его надо заменить. Но в любом случае важно убедиться в отсутствии повреждений самого вала. На его шлицах недопустимы никакие механические повреждения. Если они будут обнаружены, скорее всего, предстоит ремонт коробки с заменой первичного вала.

Диагностика двухдискового сцепления ненамного отличается от диагностики однодискового механизма, в нем возможны все те же дефекты. Однако есть и отличия, связанные с особенностями каждого конкретного сцепления. Например, на ряде грузовиков пробуксовка может быть связана с нарушением регулировки установочных винтов, определяющих величину отхода среднего ведущего диска. В случае обнаружения таких симптомов нужно разобрать сцепление и сперва отрегулировать в соответствии с конструктивными нормами средний ведущий диск, а затем — свободный ход педали.