Вся правда "лямбда-зонд или кислородный датчик". Описание неисправностей лямбда-зонда - tehnofenix.ru
Loading
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.sdelat_shod_razval_shozhdenie_koles_regulirovka_razvala_stend_spb_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.promyvka_inzhektora_chistka_forsunok_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.ekspress_zamena_masla_v_dvigatele_pomenyat_maslo_spb_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.remont_perednej_zadnej_podveski_avtomobilia_spb_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.zamena_regulirovka_remont_stsepleniya_pomenyat_stseplenie_spb_slaidergk-is-108.pnglink
http://tehnofenix.ru/modules/mod_image_show_gk4/cache/slaider.diagnostika_remont_tormoznoy_sistemy_slaidergk-is-108.pnglink

«
»
  1. 0
  2. 1
  3. 2
  4. 3
  5. 4
  6. 5







Вся правда "лямбда-зонд или кислородный датчик"

Каталитический нейтрализатор, как известно, уже давно стал неотъемлемой частью выхлопной системы автомобиля. Однако этот узел, призванный очищать выхлопные газы, как это ни парадоксально, достаточно капризен к их составу. Поэтому в данной статье мы расскажем о детали, оберегающей катализатор от преждевременного выхода из строя, — о кислородных датчиках, или лямбда-зондах.

Не секрет, что состав выхлопных газов напрямую зависит от состава топливной смеси, поступающей в камеру сгорания двигателя. Общеизвестно также, что регулировать качество топливно-воздушной смеси можно именно в соответствии с составом выхлопа. На этом принципе и основано действие лямбда-зондакислородного датчика, определяющего содержание остаточного кислорода в отработанных газах.

В автомобилестроении буквой греческого алфавита "лямбда" обозначают коэффициент, характеризующий содержание воздуха в топливной смеси, отсюда и название датчика. Надо сказать, что от правильной работы лямбда-зонда прежде всего зависит исправность каталитического нейтрализатора, устанавливаемого в выхлопной системе, как правило, сразу после выпускного коллектора. Ведь для нормальной работы катализатора нужно обеспечить постоянное оптимальное соотношение воздуха и топлива в рабочей смеси, поступающей в камеру сгорания. В противном случае способность катализатора доокислять вредные примеси будет недостаточной и недолгой. Поэтому нужно своевременно производить замену лямбда-зонда, продлевая тем самым срок жизни катализатора. Впрочем, про замену мы расскажем в другой статье "Замена лямбда-зонда (кислородного датчика)", а пока вспомним об основных принципах работы кислородных датчиков, а также об их разновидностях.

По принципу действия лямбда-зонды бывают двух типов:

  • Первый тип, наиболее распространенный, имеет чувствительный элемент из керамики на основе диоксида циркония. По сути, это твердоэлектролитный источник напряжения, который в зависимости от соотношения кислорода в отработавших газах и атмосферном воздухе создает разность потенциалов между двух платиновых электродов, напыленных на его внутреннюю и внешнюю поверхности.
  • Второй тип — резистивный, где чувствительный элемент выполнен из оксида титана. Это полупроводниковый элемент, который изменяет свою проводимость в зависимости от количества кислорода в отработавших газах, то есть никакого сигнала сам датчик не отдает, измеряется лишь его сопротивление.

Мы не будем рассматривать внутреннее устройство датчиков, а ограничимся внешними конструктивными особенностями.

Лямбда-зонды бывают с одним, двумя, тремя или четырьмя проводами (контактами). В однопроводных датчиках в качестве второго провода выступает масса автомобиля, а единственный провод является сигнальным. В датчиках с двумя проводами один используется как сигнальный, другой же — для заземления. Трех- и четырехпроводные датчики имеют элемент подогрева, и в них всегда два провода служат для подачи питания 12 В к этому элементу. Наличие или отсутствие подогрева определяет и положение установки датчика. Так, лямбда-зонды с одним и двумя проводами, не имеющие подогрева, устанавливаются в выпускном коллекторе, как можно ближе к двигателю. Дело в том, что корректный сигнал датчик способен отдавать только при достижении рабочей температуры, то есть когда рабочий элемент нагреется минимум до 350°С. Датчики же с подогревом устанавливаются непосредственно перед катализатором, иногда в его корпусе, а в некоторых автомобилях — как до, так и после катализатора. В последнем случае электронный блок управления двигателем получает возможность более точной настройки качества подаваемой в камеру сгорания топливно-воздушной смеси.

Неисправность лямбда-зонда, как правило, дает о себе знать достаточно явно. Помимо индикатора Check engine, который наверняка будет светиться в подобной ситуации, существует несколько характерных признаков. Ввиду того что электронный блок управления перестает получать точный сигнал от датчика, формирование топливно-воздушной смеси начинает происходить по усредненным параметрам, записанным в памяти блока. Разумеется, состав смеси в этом случае существенно отличается от оптимального.

В результате:

  • Теряется тяга двигателя;
  • Снижаются динамические характеристики автомобиля;
  • Возрастает расход топлива, а в некоторых случаях смесь становится настолько богатой, что запас топлива иссякает буквально на глазах;
  • Из выхлопной тубы валит черный дым, а до сервисной станции автомобиль добирается уже только на буксире

Не удивительно, что содержание СО при этом подчас возрастает на порядок.

Причины выхода из строя кислородного датчика могут быть разными. Назовем наиболее распространенные из них. Например, это попадание несгоревшего топлива на активный элемент датчика в результате нестабильной работы свечей зажигания. В таких случаях кислородный датчик портится постепенно, теряя чувствительность и скорость реакции, но такое "заливание" лямбда-зонда топливом чревато и еще одной проблемой. Не сгоревшее топливо может воспламениться в выпускном тракте, и в результате хлопка от детонации может нарушиться целостность керамического корпуса датчика — проще говоря, в нем образуется трещина, в результате чего ни о какой правильной работе уже речи идти не может. Мгновенно же "приговорить" лямбда-зонд можно всего лишь одной заправкой этилированным бензином, в котором содержатся непереносимые активным элементом датчика соединения свинца. Кремний, содержащийся в силиконовых герметиках, также приводит датчик в негодность, если после неаккуратного использования герметик попадает в выпускной коллектор.

Неисправность или полный отказ кислородного датчика влечет за собой весьма неприятные последствия. Как правило, электронный блок управления, получая неверный сигнал от "лямбды" или не получая его вовсе, начинает "богатить" топливно-воздушную смесь. Избыток топлива приводит к образованию нагара — сначала на свечах, что затрудняет холодный пуск двигателя, а потом и на стенках цилиндров. Это приводит к закоксовыванию компрессионных колец и, как неизбежное следствие, к снижению компрессии. Не сгоревшее в цилиндрах топливо смывает масляную пленку с зеркала цилиндра, и происходит сухое трение пары "поршень/цилиндр", что снижает ресурс двигателя.

Так что, учитывая вышесказанное, необходимо своевременно менять лямбда-зонд, как правило, каждые 100 тысяч км или чуть меньше. Кроме того, желательно производить проверку работоспособности датчика каждые 30 тысяч км, а еще лучше — при каждом проводимом ТО. Но, если Вы этого не делали и обратились в наш автосервис с уже возникшей проблемой, мы не только уделим внимание кислородному датчику, но и произведем диагностику на предмет выявления последствий его неисправности, о которых говорилось выше.